«Сбой системы» — как дар переосмыслить… что?

Проект Read.Me от 6. 04.2019

Мария Гейко

Сбой системы – это Харьков на такой окраине, что до России – рукой подать, а до Салтовки не доехать общественным транспортом поздним вечером. Сбой системы – это театр, который посещаешь реже раза в год, учитывая не качество репертуара, а его расположение. «Сбой системы, или Kyrie eleison» — это премьера-притча Театр на Жуках — Theatre na Zhukah в марте 2019 года (по мотивам пьесы Никиты Воронова «Страсти по Торчалову»). Режиссер-постановщик – Ольга Терновая.

Представьте ситуацию: Вы в больнице, выполняете все предписания врача, супруга придет проведать Вас с минуты на минуту, а тут незадача… теперь Вы пациент совсем другого стационара, здесь нет свободного выхода, здесь персонал с бейсбольной битой наготове рекомендует не нарушать заведенный режим, здесь по расписанию гипноз и психологические опросники. Думаете, Вас ошибочно перевели в психиатрию? А нет, ошибаетесь. – Вы умерли.

Да-да, причем не просто умерли – и продолжили бытие на «том» свете – Вы застряли на полпути к Раю/Аду – в Чистилище. Чтобы двинуться дальше, нужно ответить всего на один вопрос. Только вот сделать это непросто. А значит – Вы тут на неопределенный срок, «до выписки». Рука об руку с Вами недомертвецы различных времен и сословий: простецкий шофер, непритязательная крепостная, коммунист-революционер, делец-бизнесмен. Каждый занят поиском ответа на собственный, «мертвенно-важный» вопрос, и длительными трамвайными поездками наедине с собой.

Наш герой переживает заново, анализирует жизнь, просматривает ретроспективный калейдоскоп. Он и сейчас склонен обхитрить себя, не принимать, что на самом деле вместо благородного политика и образцового мужа представляет собой жестокого вора и лицемерного лжеца. Только тут он видит свои ошибки, о которых даже не догадывался. Это больно и неизбежно. Но это стоит «пережить».

Внимание зрителя не отвлекают универсальные декорации. Кровать, занимающаяся всю сцену, это и больничная койка, и столик для чайной церемонии, и скамья, и спальное место в чистилищном «номере», и кушетка психоаналитика. Ничего лишнего. Только сюжет и внутренние переживания.

Жанрово «Сбой системы» — комедия, причем действительно смешная, ироничная, саркастичная, кому что ближе и доступнее. Однако юмор постановки насквозь прошпилен глубочайшей многоликой моралью. Причем моралью неожиданной, нецерковной, парадоксальной. Это случай, когда не на что опереться, нельзя прикрыться цитированием заповедей.

«Здесь и сейчас» в душах персонажей и зрителей переписываются каноны и социальные законы. Человек один на один с вселенской/божественной справедливостью. В искреннем зрительском смехе невольно застряет мысль о необходимости как-то более тщательно подумать о происходящем, под разными углами мировоззрения. Главное — не забыть это, вернувшись с театрального «того света» в мир верениц повседневных забот.