Миссия выполнима

Журнал «БИЗНЕС» N15 от 9 апреля 2012 года

http://www.business.ua/articles/teatrovedenie/Missiya_vypolnima-28833/

Наталья Власенко

В юбилейный год Независимости Украина отмечает 20-летие установления международных отношений со многими странами. Как водится, все масштабные торжества сопровождаются не менее помпезными речами. Вот только настоящую европейскую культуру в Украину везут отнюдь не государственные чиновники.

Ах, водевиль…

Совместный Гала-концерт двух национальных театров оперетты — Киевского и Бухарестского — тоже результат частной инициативы его руководителей. Пять лет подряд киевляне возят на Международный фестиваль «Жизнь прекрасна!» в столицу Румынии свои постановки. Там их и заприметили коллеги из национального театра Ion Dacian.

«В отличие от политических острых моментов, на сцене нам с Румынией делить нечего, кроме аплодисментов и любви зрителей», — отмечает художественный руководитель Киевского национального академического театра оперетты Богдан Струтинский. В прошлом году киевский спектакль «Бал в Савойе» был назван лучшим за всю историю фестиваля.

Поэтому приезд солистов и руководителей Ion Dacian с презентацией своих лучших номеров в Киев можно считать реверансом. 31 марта сцена киевской оперетты три часа фонтанировала мировыми шедеврами в исполнении лучших бухарестских артистов, многие из которых прошли школу в миланском оперном театре «Ла Скала» (см. «Эксперт — о финансировании»).

Надо сказать, сейчас оперетта переживает не лучшие времена. Причем везде. Популярных брендов, беспроигрышных для репертуара любого театра, наберется от силы десяток: «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Принцесса цирка» Имре Кальмана, «Веселая вдова» Франца Легара и еще пара-тройка названий.

Но молодая публика хочет больше эпатажных, больше экспрессивных вещей, которые в довольно ограниченном, увы, условными рамками жанре оперетты предложить сложно. То, что не вписывается в классический канон, получило название мюзикл, популярность которого во всем мире растет.

«Как румыны привлекли зрителей? — рассказывает г-н Струтинский. — Они сначала поставили мюзикл «Ромео и Джульетта», на который пришла молодежь, а затем уже эта молодежь стала ходить и на оперетту». Практику соседей стараются перенять и киевляне.

Так, следующий сезон руководство театра уже готово объявить годом мюзикла в уверенности, что после «Моей прекрасной леди» (американский мюзикл Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». — Ред.) молодая публика заглянет и на «Сильву» (оперетта Имре Кальмана. — Ред.).

Хочется надеяться и на то, что вслед за румынской опереттой Киев увидит и лучшие образцы альтернативного румынского театра, тем более что у него тоже есть чему поучиться. Ну хотя бы тому, как автономно от государственного финансирования жить и при этом оставаться в авангарде европейских театральных тенденций.

Звуковые эмоции

В отличие от румынского, польский альтернативный театр украинскому зрителю знаком давно и хорошо. Его представители — постоянные гости как столичных, так и периферийных фестивалей, куда они приезжают по инициативе частных лиц — организаторов действ.

Вот и короткие гастроли известного негосударственного театра Brama из небольшого польского городка Голенев организовал харьковский частный «Театр на Жуках» при поддержке Министерства культуры Польши и Польского института в Киеве.

«Мы второй год организуем поездки польских театров со спектаклями и мастер-классами в Украину, благодаря чему для наших зрителей приоткрывается театральное окно в Европу», — раскрывает мотивы своей деятельности продюсер харьковских «Жуков» Дмитрий Терновой.

В Киев и Харьков (к большому сожалению столичной публики, поляки после единственного представления в киевском театре «Дах» отбыли на Слобожанщину, где радовали своим искусством зрителей целых четыре дня) театр Brama привез два своих лучших спектакля — драму о человеческих страхах «Мы» и музыкальную постановку «Эмоции в звуке», построенную на этнических песнях из разных уголков мира. Либретто последней «написано» почти на 10 языках.

Истории о разных чувствах и эмоциях — боли, одиночестве, разочаровании, скуке — собирали в этнографических экспедициях по Армении, Грузии, Сербии, Боснии, Норвегии, Перу и другим странам.

«У нас интернациональный состав. В коллективе, кроме поляков, есть американцы, испанцы, немцы, грузины. Недавно к нам пришел украинский парень Саша и сказал, что очень хочет найти друзей. Он слышал о нас и попросился к нам на работу», — рассказывает режиссер и основатель Brama Даниэль Яцевич.

Уже семь лет театр работает на сценах всего мира в таком составе и стал практически семьей, поэтому во время спектаклей артисты не столько играют, сколько общаются друг с другом, вовлекая в вербальный и тактильный диалог зрителей. Публика, пришедшая на «Эмоции в звуке», не стала исключением: зрителей приглашали на сцену танцевать под зажигательное испанское фламенко прямо во время спектакля.

«Мы отрицаем форму традиционного театра, когда между зрителем и актерами есть стена. Мы — за интерактивность, за встречу», — говорит г-н Яцевич. Надо сказать, эксперименты Brama принесли свои плоды: некоммерческий театр вполне комфортно себя чувствует в небольшом городе, имеет собственное помещение, ездит с выступлениями по всему миру. А недавно на его базе была организована Академия альтернативных театров для желающих перенять опыт Brama (подробнее см. «Блиц-интервью» ).

PS А в начале апреля Украину в 9-й раз накрыло «Французской весной», фееричной, абсурдной, летящей и… с футбольным привкусом. Уроки продвижения своей культуры в массы французы будут давать целый месяц одновременно в нескольких украинских городах.

Эксперт — о финансировании

Антонелла Диаконеску, координатор международных проектов Национального театра оперетты Ion Dacian:

– Как все национальные театры в Румынии, мы — общественная организация, финансируемая из госбюджета.

К сожалению, эти деньги покрывают только около 50% наших расходов, поэтому мы вынуждены привлекать средства под конкретные международные проекты через разные институции Евросоюза. Так, в 2009 г. нам удалось отправить нескольких наших артистов в Милан на стажировку в «Ла Скала».

Это пока самый крупный международный проект. Если бы мы использовали только деньги, которые нам выделяет государство, нам бы их хватило на небольшое количество проектов. Поэтому мы постоянно в поисках новых источников финансирования.

Блиц-интервью

«Меньшинство мудрее, хотя право всегда большинство», — утверждает режиссер театра Brama Даниэль Яцевич

– Вашему театру в этом году 16 лет. Как все начиналось?

– Я тогда был еще студентом и думал не о деньгах, а о том, что работа с людьми дает мне силы и энергию. Наш театр работал при Доме культуры в Голеневе. Я был единственным членом коллектива, числившимся в штате, для других это было хобби, они приходили в театр после работы, некоторым ребятам вообще было по 14-15 лет.

Так что материальная сторона нас интересовала в меньшей степени. Мы так упорно трудились, что достигли определенного уровня до того, как возникло желание зарабатывать деньги.

Получив награды нескольких важных фестивалей, мы стали популярными и… поссорились с руководством Дома культуры, потому что сделали ставку на свое развитие — стали много ездить, устраивать для актеров workshop, готовить проекты.

Не так давно мы вернулись в Голенев, где нам дали помещение и обеспечили финансирование. Теперь зарплату в театре у нас получают уже пять человек — по 1000-1100 злотых (2,5-2,6 тыс.грн.) в месяц плюс комиссионные от участия в проектах.

В прошлом году Министерство культуры Польши профинансировало создание при нашем театре Академии альтернативных театров, где мы рассказываем начинающим актерам о современных методиках работы, делимся своим опытом, в том числе и тем, где при желании находить деньги, чтобы не бояться ссориться с Домом культуры (смеется).

Но самое главное, что мы хотим донести в этой Академии: если есть отношения в коллективе, есть лидер, который может повести за собой, все можно пережить.

– Без государственной поддержки, самостоятельно — трудно?

– Можно открыть частный театр, вообще не рассчитывая на государство. Как сделала Кристина Янда (знаменитая польская актриса, в 2005 г. основавшая театр Polonia. — Ред.).

Но она делает коммерческие проекты. Частный театр с репертуаром, состоящим из комедий, опереток, будет успешным, особенно в большом городе. Если бы мы пошли по этому пути, стали бы богачами. Но это не наша история.

Brama — театр экспериментальный. Мы сами выбираем, что нам делать, руководствуясь простой философией: главное — получать от всего удовольствие. Мы себя не насилуем, и Бог нам за это дает возможность заниматься любимым делом. Не зря ведь говорят, что меньшинство мудрее, хотя право всегда большинство.

– Вам повезло: у вас достаточно денег, чтобы заниматься только любимым делом. У нас это прерогатива немногих независимых коллективов.

– У вас есть такие театры, например, как киевский «Дах», львовский «Воскресенье». Просто в вашей стране о них знают гораздо меньше, чем в Европе.

– Спектакль «Эмоции в звуке» сделан в этнической стилистике популярной сейчас world music. Вы тоже поддались этой моде?

– Сложно сказать. У региона, где возник наш театр (Голенев расположен на северо-западе страны, эта территория вошла в состав Польши в 1945 г. — Ред.), нет своей истории и культуры. Здесь долго жили немцы, австрийцы, литовцы.

После войны в наших краях осели переселенцы из Чехии, Белоруссии, Украины. Что нам, выгребать из могил немецкий фольк и немецкую историю? У нас получился культурный микс, поэтому мы решили позиционировать себя как открытое окно в Европу. К тому же благодаря песне стираются все барьеры.

– А еще это беспроигрышная визитная карточка для гастролирующего по миру коллектива.

– Да. К сожалению, в Евросоюзе о Польше говорят прежде всего как о хозяйке Евро-2012, забывая об остальной нашей культуре.