Хорошего понемногу. Субъективный культпросвет

Газета «Главное» N11 от 17 марта 2012 года

http://glavnoe.ua/indexg.php?article_id=6530

Евгений Маслов

Если постараться, можно получить удовольствие от культурной программы, которая, к слову, довольно скудна в нашем городе. Во всяком случае, в сравнении с Киевом, Одессой, Львовом и уже даже Донецком. Но можно постараться… И удовольствие-таки получить. Потому что есть в Харькове талантливые люди, которые делают не благодаря, а во многом вопреки.

Театр

В феврале во второй раз состоялся Международный Театральный Фестиваль малых форм «ТЕАТРОНИК». За пять дней на большой и малой сценах Харьковского дома актера прошли два десятка спектаклей. Свои работы показали театры Харькова, Таллина, Вологды, Могилева, Махачкалы, Новосибирска. Мне не удалось, конечно, посмотреть все, но то, что видел, позволяет сказать: жаль, что вас там не было.

Несколько штрихов.

Аншлаг был, конечно, на моноспектакле «Кыся» по роману Владимира Кунина. И Заслуженный артист РФ Всеволод Чубенко легко и изобретательно держал зал на эмоциональном поводке и бередил души зрителей кошачьей мудростью. А на «бисах» выяснилось, что в этот день Чубенко назначили начальником Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Такая фантасмагория… Кот стал чиновником.

Новосибирцы показали спектакль «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Крепкая постановка с ансамблевой игрой актеров, данью фантасмагории и сюрреализму, бурлеску и проч. Но дело даже не в самом спектакле и симпатичных по-человечески артистах. Они приехали в Харьков на один день. Ради участия в фестивале. Вы представляете — где Новосибирск? И сколько нужно катить в поезде? Это ли не творческий подвиг! Задайте себе вопрос: а вы поехали бы в Новосибирск посмотреть спектакль, и — сразу обратно? То-то. Спасибо новосибирцам. Назову поименно: Татьяна Метелькова, Светлана Кремаренко (она же и режиссер), Катя Алипова, Настя Лазуткина, Сергей Мазикин, Павел Бекетов.

Что обидно? Да то, что искушенная харьковская публика еще раз продемонстрировала, что своих не любит и в грош не ставит. Решил посмотреть спектакль «Я чекаю на тебе, коханий» харьковского театра «PS». Сидел и ежился от неловкости — в зале на моноспектакле, конечно, всегда больше зрителей, чем на сцене артистов. Может, пьеса непопулярная? Нет. Может, плохой спектакль? Нет. Может, все теа­тралы уже видели? Тоже нет. Все что угодно может быть. Не может быть зал пустым! Спасибо Ирине Усенко, которая отыграла довольно сложный по актерской технике спектакль на чужой сцене, и при полупустом зале…

А еще был силуэтный театр, театр рук. Спектакль-шутка «Ссора», по Гоголю, в которой куролесили вологодские Заслуженные артисты Всеволод Чубенко и Олег Емельянов, музыкальный спектакль-сказка театра «Ланжерон» «Как Бабы-Яги», в котором нескучно было и детям, и родителям из-за ее полудетскости- полувзрослости…

Еще было кулуарное общение, без которого не бывает фестивалей, и собственно для участников — без него нет послевкусия и атмосферы.

Почетный гость «Театроника» театровед и драматург, член Международной Ассоциации театральных критиков (IATC, ЮНЕСКО) Нина Мазур о фестивале сказала очень тепло:

– На фестивалях концентрируется такое количество творческой энергии, которое способно не только возвысить душу зрителя, но и, кажется, изменить этот мир к лучшему. Теперь уже понятно, что харьковский «Театроник», с его милым, словно из детства пришедшим названием, заговорил со зрителями «по большому счету», всерьез — ведь малый формат не исключает масштабность. Выигрывая в доверительности и исповедальности, спектакли малых форм приобщают нас к жизни отдельного человека, позволяют заглянуть в микрокосм его души. Так в капле отражается океан. Так маленький умный «Театроник» учит нас любить и понимать друг друга. Учит, собственно, жить…

Кстати, в рамках «Театроника» прошла выставка плаката еще одного фестиваля Международного театрально-дизайнерского «Живи». Оба фестиваля объединяет еще и то, что фестиваль «Живи» держится на творческой энергии Владимира Какурина, а «Театроник» — на двух подвижниках театра — Заслуженном артисте Украины Виталии Бондареве и режиссере Галине Панибратец. Без них «Театроника» попросту не было бы — ни первого, ни второго. Это они всех организовали, уговорили и собрали на проведение «с миру по нитке»…

В марте на сцене своего родного Дворца культуры Юракадемии отпраздновал театральным действом собственный юбилей Игорь Галенко, которого харьковчане больше знают как режиссера, ведущего различных шоу и концертов. Это теперь он — Заслуженный работник культуры Украины и грамот на юбилее наполучал. А были в его творческой судьбе и театр «Мадригал», и теле-шоу «Корова» и множество других затей, и вплоть до эмиграции в Канаду. Исповедальные и доверительные монологи вперемешку с номерами шоу-программы дали возможность тем, кто пришел на бенефис, вспомнить — сколько всего было пережито за 70-80-90 годы, да и в этом веке тоже… И понять простые истины — как человек живет и для чего. В этом, судя по всему, был замысел действа, в котором, кстати, в качестве режиссера был замечен все тот же Владимир Какурин.

Еще один театральный день — недавняя премьера спектакля «Доротея» в театре «На Жуках». Спектакль сделан по повести Павла Вежинова «Барьер». Чтобы понять степень популярности этой небольшой повести, написанной в 1976 году, нужно представить себе, что ее тираж в СССР превысил 500 000 экземпляров. В 1979 году был снят одноименный фильм с участием Иннокентия Смоктуновского и Вани Цветковой в главных ролях. Кто-то, вероятно, вспомнит, как тогда горячо обсуждались и сама повесть, и фильм. Для многих — тогда это была хоть и маленькая, но революция сознания. Теперь для молодых театралов, конечно, тема спектакля не в новинку, но сделан он ювелирно, и… с любовью. Занятная сценография и свето-звуко-музыкальная атмосфера спектакля, конечно, как и в прежних работах «Жуков», существует благодаря разносторонним талантам режиссера и худрука, творческого вдохновителя и воплотителя Ольги Терновой. С оговоркой — со товарищи. Потому что в «Театре на Жуках» — без всякого преувеличения — все одержимые творчеством люди… И — дай им Бог!

Еще одно удовольствие, пополам с удивлением — премьера моноспектакля «Спаси меня, вальс» на малой сцене Дома актера. Трагикомедия в стиле «джаз» по пьесе Вильяма Льюса. Героиня — Зельда Сейра Фитцжеральд — жена кумира «потерянного поколения» писателя Френсиса Скотта Фитцжеральда. Актриса Ольга Руденко примерила на себя судьбу и жизнь Зельды — и оказалось очень искренне и талантливо. В творческой судьбе Ольги были и Харьковский ТЮЗ, и театр на колесах «Какаду», и работы в антрепризах. Но «Спаси меня, вальс» — новая ступень — выше, ярче и сильнее. В Ольге-Зельде явно подмешано что-то неуловимое, джульеттомазиновское. Тут и техника актерская, и глаза завораживающие, и трогательные посвящения коллегам, и «живые» пуанты Светланы Колывановой. Все вместе — талантливо и искренно — этим, собственно, и подкупает зрителей…

Музыка

Харьковская публика, как всякая — не нужно обижаться — провинциальная, конечно, ориентирована на гастроли. Поэтому своих воспринимает «ну, есть — и хорошо». Без восторга и помпы. На праздники (это тоже показатель) приглашает только заезжих, а своих — традиционно не зовет. А ведь зря. Три примера, хотя их больше. Просто по февральской афише. К примеру, Вадим Мулерман выступил в Московском Театре эстрады на концерте, посвященном 70-летию со дня рождения Валерия Ободзинского. Впервые за последние 50 лет в одном концерте с Иосифом Кобзоном! Это — из Интернета.

А «вживую» удалось послушать на Масленицу — Хор Свято-Покровского мужского монастыря, который, во главе со своим регентом Анной Щегловой, ежегодно то в Киеве, то в Днепропетровске, то в Санкт-Петербурге, то в Минске становится лауреатом всевозможных фестивалей. В Харькове — те, кто пришли в Успенский собор, — не пожалели. Хор и сам по себе, и вместе со специальным гостем — солистом ХАТОБа Сергеем Крыженко — на все сто процентов оправдал название концертной программы «­Радуйтеся, людие!»

Сергей Давыдов в конце февраля отметился юбилейным джем-сейшном в клубе «Пинтагон». В компании хороших музыкантов из разных городов и весей он, как всегда, делал отличный джаз. Пересказывать бессмысленно. Но напомню, что это он, Давыдов, пианист, композитор, аранжировщик, преподаватель Университета искусств, никуда не уезжает из Харькова, хотя с его творческими возможностями давно жил и играл бы где угодно. Это он, Давыдов, постоянный участник разных джазовых фестивалей, выступающий с концертами в Украине, России, США, Германии, Франции, Польше, возится с молодыми, с удовольствием играет с именитыми коллегами. Это во многом именно благодаря Сергею Давыдову, джаз в Харькове скорее жив, чем мертв. Это он заразительно смеется, когда рассказывают анекдоты о джазовых музыкантах. К примеру, сын спрашивает у джазового пианиста: «Папа, а ты кем будешь, когда… вырастешь?» Или еще один. Чем отличается пицца от джазового музыканта? А тем, что пицца может накормить семью из четырех человек…

Шутки-шутками, а очень хорошо, просто здорово, что прямо во время юбилейного концерта был запущен в Интернете сайт www.davydovjazz.com, который директор «Макрокап Групп» Дмитрий Кутовой подарил музыканту для имиджа, престижа и, дай Бог! — организации гастролей…

Выставки

Для харьковчан фамилия Бекетов — это неотъемлемая часть истории города. Поэтому открывшуюся в начале марта выставку, посвященную 150-летию знаменитого земляка — архитектора, художника и педагога Алексея Николаевича Бекетова тем, кто считает себя настоящими харьковчанами, нужно посмотреть обязательно. В зале «Гостиной на Дворянской» в рамках выставки «Зодчий — художник» представлена живопись и графика академика архитектуры из коллекции Харьковского художественного музея и из собрания семьи Рофе-Бекетовых. Внуки зодчего — Федор Семенович и Владимир Семенович, а также правнуки и праправнуки были гостями на открытии выставки. А состоялась она исключительно благодаря Людмиле и Леониду Рубаненко, которые в очередной раз доказывают, что их интересы значительно шире аудита и консалтинга.

Еще одна выставка, которую нужно обязательно посмотреть — проект «Близкое…» фотохудожника Владимира Оглоблина. Харьковчане уже три десятилетия ходят на его выставки. Многие видели и восхищались уникальными работами Владимира, привезенными из экспедиций в труднодоступные и экстремальные районы Арктики, Приполярного Урала, Таймыра, Чукотки, Колымы, Якутии, Горного Алтая. Не только харьковчанам, но и львовянам наверняка запомнилась недавняя выставка «Колыма/ГУЛАГ/Аляска». На этот раз фотопроект Владимира Оглоблина посвящен… Харьковской области. Но могу поспорить, что такой вы ее еще не видели. Будете удивляться и восхищаться — а точно это Харьковская область? Сходите в выставочный зал Харьковского художественного музея. И вы в этом убедитесь… Там в трех залах — фотоуникальность и фотокрасота неописуемые.

…Если вам что-то показалось субъективным — так и должно быть.