Харьковская шекспириада
Газета «Харьковские известия» от 20 апреля 2010 года
www.izv.kharkov.ua/pr/khar_kovskaia_shiekspiriada.html
Маргарита Ющенко
Харьковская шекспириада
За прошедший год харьковские театральные коллективы на удивление часто обращались к вечным шекспировским драмам, каждый на свой лад пытаясь реализовать их на сцене. Шекспира в Харькове много — и нового («Сон в летнюю ночь» в театре им. Шевченко, «Наш Гамлет» в «Театре 19», «Двенадцатая ночь» в «Театре на Жуках»), и уже давно идущего («Гамлет. Сны» Андрея Жолдака в театре им. Шевченко), и «заграничного» («Ромео и Джульетта» Романа Виктюка), и гипотетического, еще только готовящегося («Король Лир» в театре кукол, «Двенадцатая ночь» в ТЮЗе). Точный счет в театральном деле, конечно, неприемлем, но все же некоторые итоги подвести можно.
Шекспир «для взрослых»
Первым в харьковском шекспировском цикле стал спектакль театра им. Шевченко «Сон в летнюю ночь», премьера которого состоялась в апреле прошлого года. Одна из самых популярных комедий Шекспира в прочтении режиссера Андрея Бакирова превратилась «в феерическую сказку для взрослых». Постановщик сделал доминантным в спектакле именно эротический элемент пьесы. Костюмы, изображающие почти полное их отсутствие, любовные утехи фей и эльфов, фантастические ритуальные танцы под ритмическую музыку, веселые проказы Пака в сочетании с декорационным оформлением и спецэффектами делают спектакль, в соответствии с жанровым определением, настоящей сказкой. И настолько фантастической, что такое только во сне присниться и может.
Кстати, Шекспир стал знаковым драматургом для театра им. Шевченко. Именно со спектакля «Гамлет. Сны» Андрея Жолдака в театре начался настоящий ренессанс. Режиссеру удалось превратить шевченковцев в один из самых востребованных на европейских фестивалях коллектив и возродить в театре дух эксперимента, поиска, заложенный еще его основателем Лесем Курбасом.
Наши «Гамлеты»
«Быть или не быть?» — этот вечный гамлетовский вопрос современные режиссеры часто или вовсе не ставят перед героем («будь что будет!»), или самолично делают выбор за Его Высочество.
Так Андрей Жолдак решил, что его Гамлету «не быть» — он в самом начале позволил герою уйти от жестокой реальности и спрятаться от проблем, а заодно и предстать перед зрителями в своих снах, сюрреалистических фантазиях. Монолог «І ось питання: бути чи не бути?» Принц Датский (в блистательном исполнении актера Эдуарда Безродного) произносит на ходулях, что символизирует неестественность (буквально — ходульность) данной проблемы в жизни его, жолдаковского, Гамлета. А в фееричной финальной сцене режиссер подтверждает правильность сделанного еще до начала повествования выбора: лишь на небесах все герои очищаются от земной скверны (в прямом смысле тоже — мочалками, в тазах и с пеной), обретая наконец долгожданную свободу и счастье. Постановка «Гамлет. Сны» вызывала жаркие споры. И лишь время разрешило их в пользу спектакля.
В начале нынешнего театрального сезона собственное видение этой же трагедии Шекспира представил коллектив негосударственного «Театра 19». Свою сценическую версию режиссер Игорь Ладенко назвал «Наш Гамлет» (главную роль исполняет талантливый актер Сергей Бабкин). Несмотря на название спектакля, вряд ли была попытка осмыслить Гамлета героем нашего времени. Здесь Принц Датский с его хрестоматийным неприятием лжи, лицемерия и подлости скорее выступает неким Судьей по отношению к остальным героям, которые как раз и представляют типажи современности: Клавдий — хитрый политик, ради обретения власти идущий по трупам; Гертруда — этакая бизнес-леди, готовая для достижения целей забыть даже о женской чести и материнском долге; Полоний — настоящий клерк-приспособленец: все разузнает, везде договорится и детей своих пристроит, и себя не обидит; Офелия и Лаэрт — такая себе «золотая молодежь». Конечно, появление Гамлета-Судьи всколыхнуло их души и о многом заставило задуматься, но в «державе датской» уже все безнадежно прогнило. И жесткий, но справедливый Гамлет выносит приговор «героям нашего времени»: всем он «надевает пиджак» — символ смерти. И себе в конечном итоге тоже — он не может жить среди лжецов и лицемеров. Это решение Его Высочество принял еще давно, без сомнений и раздумий (отсюда, вероятно, лишь обозначение, а не произнесение монолога «Быть или не быть?»). В финале все герои «Нашего Гамлета» сидят на стульях в глубине сцены, пристально, но как-то безнадежно всматриваясь в зрительный зал. Кажется, что с ними, в отличие от героев Жолдака, уже ничего хорошего не произойдет.
Ромео и… Ромео?
Режиссер Роман Виктюк — нередкий гость в Харькове. Он привозил в наш город многие свои работы. И потому его вполне можно считать частью нашего культурного пространства, частью неповторимой, самобытной и яркой. Новый спектакль Театра Романа Виктюка «Ромео и Джульетта», показанный у нас в начале сезона, органично вписался в харьковскую шекспириаду.
На афише спектакля вместо знаменитой влюбленной пары были изображены двое полуобнаженных красавцев, каждый из которых годился на роль Ромео, но никак не был похож на Джульетту. Да, Роман Григорьевич в своем духе… «Я убежден, что в этой пьесе все роли должны играть мужчины, именно мужчины», — формула, уже использованная ранее режиссером, в случае с Шекспиром смотрелась вполне гармонично. Во-первых, известно, что и в шекспировском «Глобусе» все роли исполняли мужчины (актерство в те времена считалось неженским занятием), а во-вторых, «Ромео и Джульетта» по версии Виктюка — это некое представление, разыгранное четырьмя студентами Британской Королевской морской школы (их роли исполняют молодые актеры Игорь Неведров, Иван Ипатко, Роман Полянский и Алексей Литвинов). Среди условных парусов и снастей они находят книжку с великой трагедией Шекспира. Истомившись в стенах закрытого учебного заведения от избытка сил и времени, а возможно, и в борьбе с одолевающим бременем гормонов (неслучайно жанр спектакля определен как «гормональная комедия»), мальчишки решают прочесть «Ромео и Джульетту» по ролям, и это их увлекает. Порой они откровенно балуются, но иногда… Сцена на балконе просто покоряет трепетной чистотой страсти, а эпизод, где Джульетта ждет встречи с Ромео и сходит с ума от бесконечности ожидания — этюд абсолютной, на мой взгляд, психологической правды. «Ромео и Джульетта» открывает шекспировский цикл Виктюка. Следующим обещан «Гамлет»
Шекспировские ночи на Жуках
Самая свежая на сегодняшний день харьковская премьера по Шекспиру состоялась в декабре 2009 года в молодом негосударственном «Театре на Жуках». Режиссер Ольга Терновая обратилась к комедии «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно». Спектакль «Жуков» отличается от описанных выше постановок: он оригинален своей… традиционностью. Постановщик не ставит перед собой цели облечь содержание пьесы в очередную авангардную форму, а напротив, стремится к максимально точному прочтению автора. И прямо адресует нас к полусказочной шекспировской эпохе, в которой происходили события «Двенадцатой ночи». Прекрасный слог Шекспира органично звучит из уст актеров, одетых в духе времени: девушки в роскошных платьях, мужчины в элегантных одеяниях и при шпагах — так и хочется, перефразируя Станиславского, воскликнуть «верю!». Декорационное оформление — цветущий уголок сада с качелями и беседками — с первых минут погружает в романтическую атмосферу спектакля. Настроение праздника изначально заложено в комедию Шекспира: дело в том, что двенадцатая ночь после Рождества знаменовала окончание зимних празднеств и отмечалась особо весело — с колядованием и маскарадом. К такому случаю и была написана эта пьеса, для которой Шекспир не искал названия, предложив толковать ее «как Вам угодно». Ольга Терновая воспользовалась этим и выстроила постановку в соответствии с собственным жанровым определением — «романтическая комедия». Для работы с актерами-любителями (именно они составляют основу труппы «Театра на Жуках») оптимистичная, жизнерадостная, даже немного наивная «Двенадцатая ночь» подошла как нельзя лучше. Актеры играют как-то тепло, обаятельно, а главное — с удовольствием.
Главную роль в спектакле исполняет Александра Рыбина, зарекомендовавшая себя одаренной актрисой еще в первой постановке театра, спектакле «Выбор». Виола принадлежит к тому типу шекспировских героинь, чья ветреная женственность сочетается с устойчивостью чувств, беспредельной верностью и глубиной сердечных переживаний. Артистка Рыбина наделяет свою героиню тонкой музыкальной душой и отвагой. Рядом с миром высоких чувств, который представляет Виола, иной, более земной мир, где человек предстает не в столь изящном виде, но все же не лишен черт, по-своему симпатичных. Это мир сэра Тоби Белча, которого играет актер Роман Фанин. В его исполнении гуляка и бездельник сэр Тоби предстает обаятельным и беззаботным весельчаком, вызывающим лишь симпатию.
Есть еще один персонаж, выделяющийся среди прочих, — шут Фесте. Критики называют его одним из самых остроумных шекспировских шутов. В спектакле «Театра на Жуках» эту роль блестяще исполняет Дмитрий Терновой. Он играет своего шута с налетом легкой меланхолии и едва ощутимой усталости от веселья, которым другие персонажи, а заодно и зрители, так непринужденно наслаждаются. Однако эти настроения не мешают Фесте Тернового остроумно шутить и проникновенно исполнять под гитару песни, написанные, кстати, режиссером театра специально для этого спектакля.
Одна из оригинальных постановочных находок в спектакле — пролог. Все начинается с того, что артисты на глазах у зрителей, непринужденно переговариваясь, готовят сцену к предстоящему действу. Таким своеобразным штрихом режиссер напомнила нам знаменитую надпись над входом в шекспировский театр «Глобус»: «Весь мир театр, а люди в нем — актеры». Грань между повседневной жизнью и театром очень тонка, и не успеваешь опомниться, как вихрь сюжетных перипетий увлекает за собой. Комическая путаница и переодевание, розыгрыши и песни, дуэли и признания — все есть в комедии Вильяма Шекспира и в спектакле Ольги Терновой.
Почему «вечный» Шекспир оказался вдруг столь востребован нашим театральным сообществом — тема отдельного разговора, выходящего за пределы данного обзорного экскурса. Пока же мы можем лишь удовлетворенно констатировать, что тенденция обращения культурного Харькова к величайшему драматургу всех времен и народов налицо, и с нетерпением ждать новых постановок. Благо, ближайшая из них состоится совсем скоро: премьера спектакля «Король Лир» в театре кукол назначена на 23 апреля.