Театров-клубов в Харькове еще не было

Газета «Время от 9 февраля 2008 года

http://timeua.info/index.php?page_name=article&id=1997

Александр Анничев

На днях состоялась презентация «Театра на Жуках», зарегистрированного как общественная организация. Почему общественная? Потому, что под крышей камерного театрального зала (он, в свою очередь, создан в ноябре 2007 г. совместно с гимназией «Очаг») будут работать еще несколько творческих объединений — «Литературная мастерская», «Философская мысль» и «Студия начинающих актеров».
Начиная разговор о новом театре, мне хочется отказаться от двух устоявшихся определений «самодеятельный» и «профессиональный», так как ни одно из них здесь не подходит. Хочется верить, что в выборе творческих перспектив молодая труппа станет развиваться как своеобразное и самобытное явление. Вне всякого сомнения, режиссеру Ольге Терновой будет трудно определить разделительную полосу и пройти по обозначенной линии словно по лезвию острой бритвы. Назвался груздем, — полезай в короб. Если творческая модель «Театра на Жуках» будет формироваться, избрав для себя уже существующие ориентиры, не создавая оригинальной сценической природы, то очень скоро станет репродукцией того или иного (в данном случае самодеятельного или профессионального) театра.

Для творческого дебюта «Театр на Жуках» обратился к весьма популярной в 1970-е годы пьесе Григория Горина «Забыть Герострата», оригинально адаптировав её к возможностям камерного варианта. В данном случае было бы разумно отказаться от жанрового обозначения «трагикомедия», так как скупое сценическое пространство не терпит пафосных жанровых объемов. Получилось, скорее, размышление по поводу, нежели повод для размышления. И это не минус спектакля, а его плюс. Желание исполнителей постичь смысл происходящего уже есть захватывающее наше внимание действие. В спектакле действие не выстраивалось по существующим общепринятым канонам, а как бы возникало естественно, порой даже непринужденно. Поражало не актерское мастерство, а попытка неопытного лицедея достичь нужного результата в оправдании того или иного поступка, совершаемого его персонажем. На профессиональных подмостках такая исполнительская манера показалась бы нелепой и бессмысленной, здесь же все происходит вопреки. На сцене традиционно-самодеятельного коллектива столь свободный стиль категорически отвергается, ведь там труппа создает свои спектакли по шаблонам репертуарных театров.

Открытых для прямого диалога со зрителем театров-клубов в Харькове сегодня нет. Поэтому слова, сказанные на пресс-конференции директором гимназии «Очаг» Евгением Медрешем, вселяют надежду на их появление: «Когда случаются события, как сегодня, мы видим в этом пульс жизни. Создана площадка, на которой люди могут встречаться, слушать стихи, смотреть спектакли, обсуждать музыку, фильмы. Это место для встречи людей, для их высказываний, а значит — место для жизни». Отрадно, что в этом его поддержал финансовый директор фирмы «Опта» Геннадий Хмельницкий, принимавший непосредственное участие в создании театрального зала и техническом оснащении сцены: «Многие бизнесмены рано или поздно приходят к тому, что им, оказывается, неинтересно раз в пару лет менять автомобиль или следить за новинками мобильных телефонов. Наступает время, когда возникает потребность транслировать собственный успешный опыт на окружающий социум. Уверен, чем больше вокруг успешных, нормальных людей, тем тебе же лучше. Театр — это хорошая жизненная школа. Мне в юности театр очень помог избавиться от многих комплексов, и я с удовольствием поддержал этот проект»…

Название пьесы Григория Горина «Убить Герострата» заменено в спектакле на предельно лаконичное — «Выбор». Одним этим словом выражена и идея спектакля, который рассуждает о праве выбора. Создателей драматической композиции волнует историческая память, хранящая в себе негативные и позитивные деяния выдающихся личностей всех времен и народов, то, по каким морально-нравственным критериям человек живет в своей эпохе. Имена созидателей, построивших храм богини Артемиды, человечеству никогда не станут известны, а вот имя торговца Герострата, уничтожившего тот храм, кочует из века в век.

В ансамбле действующих лиц «Выбора» четко обозначены линии трех исполнителей, ориентируясь на индивидуальности которых можно выстраивать модель будущего театра: Дмитрий Терновой (Клеон), Александра Рыбина (Клементина) и Александр Тимченко (Крисипп). Никто из перечисленных героев не пытается изобразить на сцене нечто большее, чем то, на что он способен. Данное качество свидетельствует об умении существовать в предлагаемых обстоятельствах. Так что если театр будет отталкиваться от первозданного естества и следовать мудрому определению Гегеля о том, что «драматическое в собственном смысле есть высказывание индивидов в борьбе их интересов, в разладе характеров и страстей этих индивидов»,то, уверяю вас, «Театр на Жуках» останется интересен людям думающим.